Previous Entry Share Next Entry
Казанское кладбище. Е.Ручьевская.
i_n_t
Были на Казанском кладбище Пушкина. Уже несколько лет вижу одну и ту же картину: печальная, заброшенная могила выдающегося человека, известного отечественного музыковеда, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Ленинградской-Петербургской консерватории Екатерины Ручьевской. Просто могильный холмик с облупившимся крестом, похоронные венки с выгоревшими траурными лентами, в густой траве табличка с именем.
вон могила, слева- крест
Ручьевская 5a



Ручьевская 4a

Ручьевская 1a

Ручьевская 3a

Могила находится в элитном месте кладбища, около часовни. Еще несколько лет- и вполне может исчезнуть, освободить место для элитных захоронений. Насколько я знаю, для нее семьей и домом была родная Консерватория. Где же ее ученики, друзья, коллеги, многие поколения студентов, учившихся по ее книгам, администрация Консерватории в конце концов? Скинулись бы на памятник своему профессору и учителю! Как говорится "с миру по нитке...". Эх, бренна жизнь человеческая, коротка память у людей.

Теперь несколько слов об Екатерине Александровне (в сети много информации.Биографическая- довольно скудна. А ссылок- много, публикации говорят сами за себя).
Родилась 22 августа 1922 года в Царском Селе (г. Пушкин). В 1949 году окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, где училась на двух отделениях — как музыковед и композитор (сначала в классе М. О. Штейнберга, а после его смерти — у Ю. В. Кочурова). С 1953 года и до самой кончины (в 2009 году) работала в консерватории, создав свою аналитическую школу.
Автор фундаментальных работ по теории музыки (по проблемам формообразования и музыкального тематизма, специфики вокальной музыки, взаимодействия музыки и слова), монографий, посвящённых творчеству русских композиторов XIX–XX веков. Исследователь опер В. Моцарта, А. Даргомыжского, М. Глинки, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, М. Мусорг­ского, С. Прокофьева, сочинений Д. Шостаковича, Ю. Кочурова, Г.Свиридова, С. Слонимского, В. Гаврилина, Б. Тищенко, А. Петрова, Л. Пригожина, Ю. Фалика, Г. Банщикова.

В блокадное время она была студенткой Музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова. свой вклад в Победу вносили все, в том числе и студенты училища. В зиму 1941-1945 гг. училище прекратило свою работу, но летом 1942-го в нем возобновились занятия. Своего рода подвиг каждый день совершали и педагоги, и студенты: несмотря на тяжелейшие условия, они ходили на занятия, готовились к лекциям, зачетам и экзаменам, репетировали музыкальные произведения, сочиняли музыку. Это поддерживало бодрость духа не только самих музыкантов: иногда их творчество проникало прямо на поле сражения...

Из воспоминаний Екатерины Александровны Ручьевской. В блокадные дни она была студенткой Музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова:

"Во время блокады мы с Ирой Ельчевой написали песню. Это было летом 42-го года. Приехал в наше училище лейтенант из танковой бригады – со стихами. Сергей Яковлевич Вольфензон* поручил нам написать музыку, потом он как-то скомпоновал, приписал много сам, и так появилась эта песня. Она стала собственностью танковой бригады, ее гимном, с ней они воевали. В стихах были имена людей, воевавших в бригаде, было описано, что они сделали".

"Екатерина Александровна Ручьевская — исследователь, педагог, музыкант от Бога.
Ее голос, голос Ученого с большой буквы, продолжает звучать и сегодня.
В ... 2010 году была опубликована завершенная Екатериной Александровной в последние месяцы жизни монография о «Войне и мире» Л.Толстого и опере «Война и мир» С. Прокофьева; чуть позже увидело свет и пятое, исправленное издание книги «П.И.Чайковский».
Публикация «Работ разных лет» Е.А.Ручьевской — заметное событие в мире музыкальной науки. Оно стало возможным благодаря подвижническому труду ее коллег по кафедре теории и истории музыкальных жанров Санкт-Петербургской консерватории (в большинстве своем — учеников Екатерины Александровны)".
Ю.Васильев
ref.

руч2

Книги:

Ю. В. Кочуров : критико-библиографический очерк. Л., 1958.
Слово и музыка. Л., 1960.
П. И. Чайковский : краткий очерк жизни и творчества. Л., 1963.
Люциан Пригожин : монографический очерк. Л., 1977.
Функции музыкальной темы. Л., 1977.
Юрий Фалик : монографический очерк. Л., 1981.
Анализ вокальных произведений : учебное пособие. Л., 1988.
«Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка Композитор • Санкт-Петербург, 2002.
Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. Композитор • Санкт-Петербург, 2004.
«Хованщина» Мусоргского как художественный феномен : к проблеме поэтики жанра. Композитор • Санкт-Петербург, 2005.
«Война и мир». Роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева. Композитор • Санкт-Петербург, 2010. http://www.compozitor.spb.ru/catalogue_editions/the_regular/index.php?ELEMENT_ID=19732
Работы разных лет. Том I. Статьи. Заметки. Воспоминания. Композитор • Санкт-Петербург, 2011. http://www.compozitor.spb.ru/catalogue_editions/the_regular/index.php?ELEMENT_ID=21383
Работы разных лет. Том II. О вокальной музыке. Композитор • Санкт-Петербург, 2011. http://www.compozitor.spb.ru/catalogue_editions/the_regular/index.php?ELEMENT_ID=21385


?

Log in

No account? Create an account